КамАЗ 5511- технические характеристики, модификации, плюсы

By nikto232 Фев 5, 2022

Технические характеристики

Самосвал КАМАЗ 5511 представляет собой трехосную рамную конструкцию с колесной формулой 6Х4. Дизельный силовой агрегат расположен спереди продольно, под двух- или трехместной цельнометаллической кабиной.

Силовой агрегат

В качестве силового агрегата на модель 5511 установили 210-сильный мотор, лишенный турбонаддува. Двигатель является четырехтактным и функционирует на солярке, и имеет в своем распоряжении V-образную восьмерку. Он имеет продольное расположение и устанавливается впереди под кабиной.

Если говорить про охлаждающую систему, то она закрытого типа, какая вынуждает постоянно и принудительно подавать специальную жидкость (антифриз). Последняя система обладает парой термостатов, а привод кулера имеет автоматическую гидравлическую муфту.

Двигатель позволяет развить предельную скорость в 80 км/ч. Потребляет самосвал при скоростном режиме 60 км/ч около 27 литров дизельного топлива по паспорту.

Вес и другие технические характеристики КамАЗ-5511:

  • Коробка передач – механическая 5-ступенчатая или 10-ступенчатая с делителем
  • Сцепление – 2-ухдисковое с гидравлическим приводом и пневмоусилителем.
  • Подвеска спереди – зависимая, сзади – балансирная.
  • Вместительность кузова – 7,2 куб. м.
  • Полная масса без нагрузки – 9,05 т
  • Грузоподъемность – 10 т
  • Полная масса – 19 т
  • Нагрузка на переднюю подвеску – 4,4 т
  • Нагрузка на заднюю подвеску – 14,6 т
  • Модель силового агрегата – 740.11-240
  • Мощность – 210 л. с. (146 кВт)
  • Частота вращения коленвала – 2600 об/мин
  • Предельный крутящий момент – 667 Нм
  • Объем – 10,85 л
  • Размер цилиндра – 120 мм
  • Степень сжатия – 16
  • Объем бака для топлива – 175 л
  • Напряжение – 24 В
  • Аккумуляторные батареи – 2х12/190 В/Ачас
  • Генераторная установка – 28/1000 В/Вт
  • Угол поднятия кузова – 60 °
  • Главная передача – передаточное отношение 5,43
  • Диаметр тормозного барабана – 40 см
  • Ширина тормозных накладок – 14 см
  • Обод колес – 7,0-20 (178-508)
  • Параметры шин – 10.00 R20 (280 R508)
  • Радиус поворота – 9 м

Расход Топлива

Показатель расхода топлива у КамАЗ-5511 зависел от времени года. В зимний период на каждые 100 км грузовику требовалось 30 л горючего, в летнее время – 27 л. Объем топливного бака модели составлял 300 л.

Характеристики агрегата «КамАЗ-740»:

  •  рабочий объем – 10,85 л;
  •  номинальная мощность – 146(210) кВт (л.с.);
  •  максимальный крутящий момент – 637 Нм;
  •  частота вращения – 2600 об/мин;
  •  степень сжатия – 17.

Трансмиссия

На всех модификациях автомобиля КАМАЗ 5511 первых годов выпуска устанавливалась механическая пятиступенчатая коробка передач собственной разработки. Одноступенчатый механизм, установленный на коробке передач, обеспечивает отбор мощности для работы гидропривода подъемного механизма. На переднем торце КПП закреплено сухое двухдисковое сцепление с гидроприводом и пневматическим усилителем. Главная передача – двухступенчатая с цилиндрическими и коническими шестернями. Задний мост оборудован межосевым дифференциалом конического типа с блокировкой.

Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска представляет собой балку, на двух продольных рессорах со скользящими задними концами. Для гашения колебаний в конструкции также используются два гидравлических амортизатора двойного действия. Задняя подвеска – рессорная, балансирная. Тормозная система представлена основным, запасным, вспомогательным и стояночным тормозом. Все колеса оборудованы барабанными тормозными механизмами. Основная тормозная система – двухконтурная, пневматическая. Спереди машины установлены одинарные, а сзади сдвоенные дисковые колеса. На колеса устанавливаются пневматические камерные шины размером 9.00R20 (на модификациях выпущенных после 1990 года 10.00R20). Максимальный угол поворота передних колес – 45 град. Рулевое управление оборудовано гидроусилителем руля с приводом насоса от коленчатого вала двигателя.

Часто встречается проблема, связанная с течью масла со ступиц, которые крепятся на мосты самосвала. Почти в 90% случаев это происходит из-за пробивки сальников, особенно характерно для задних ступиц. Для замены необходимы сальники, размером 142х168х16.

Cамосвал КамАЗ-5511

Это было в октябре 1977 года. Совместные усилия разработчиков из Набережных Челнов и инженеров из Мытищ, отправленных на подмогу, увенчались успехом. С конвейера Камского автомобильного завода сошел первый новенький самосвал, прообразом которого стала модель ЗИЛ-170. Ярко-желтый десятитонник с объемным кузовом опирался на три пары колес, задние из которых были сдвоенными. Это позволило существенно повысить осевую нагрузку.

В конструкции были применены новейшие технические разработки. Например, особые фары, испускающие асимметричные лучи, не бьющие в глаза шоферам встречных машинам. Или мигающая огни поворотных указателей, срабатывающие в аварийных ситуациях.

Прочный стальной кузов с задним типом разгрузки оснащен козырьком, а лобовое стекло сделано трехслойным. Основные детали унифицированы с другими камазовскими моделями, что очень удобно при ремонте.

Агрегат выпускали до 1990 года, а затем конструкторы немного его усовершенствовали: сменили дизель на более мощную модель с турбонаддувом, увеличили кузов, добавив ему задний борт, а также поставили рессоры. В итоге получился тринадцатитонный самосвал КамАЗ-55111, который предприятие производило до 2011 года. Эти две модели, отличающиеся всего одной цифрой в названии, очень похожи. Их легко перепутать, особенно издали.

Назначение

С помощью этой машины можно перевозить до десяти тонн строительных материалов, а также любые другие грузов в рассыпном виде. Например, это могут быть мусорные отходы, снег, грунт. Хорошо показал себя КамАЗ-5511 на стройках, при благоустройстве территорий, на сельскохозяйственных работах.

Хорошая проходимость по бездорожью позволяет проехать самосвалу даже там, где другой автомобиль неизбежно застрянет. Причем он может трудиться в любых климатических условиях. А удобный разгрузочный механизм позволяет быстро разгрузить кузов. Меньше двадцати секунд требуется для его поднятия или опускания.

Назначение, плюсы и минусы модели камаза 5511

Плюсы и минусы

Положительные качества:

  • Отличная проходимость (даже по лесу машина едет без труда) и большая грузоподъемность.
  • Не очень высокая цена (по сравнению, скажем, с зарубежными аналогами).
  • Наличие ремкомплектов практически на все узлы устройства.
  • Просторная кабина, хороший обзор по зеркалам.
  • Надежная и простая конструкция, легкость управления, отсутствие электроники, которая часто выходит из строя в неподходящий момент.

Отрицательные качества:

  • Слабоватый дизель. У него не очень большой моторесурс, да и горючего он потребляет прилично.
  • Жесткая подвеска, из-за которой на ухабах машину потряхивает, особенно если ехать быстро. Вследствие вибрации разбалтываются соединения и появляются зазоры, возникает стук.

Чтобы поддерживать самосвал «в форме», приходится регулярно проводить ремонт. То одна, то другая деталь изнашивается (причем довольно быстро). Зато стоимость запчастей не очень высокая.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость движения, заявленная производителем – 90 км/ч;
  • Угол преодолеваемого подъема – 25 град;
  • Габаритный радиус поворота – 9 м;
  • Время опрокидывания кузова – 19 сек;
  • Контрольный удельный расход топлива при скорости 60 км/ч на 100 км. пробега – 27 л.

Рулевое управление

В машине имеется две тяги: продольная кованая и поперечная полая. В конструкции обеих есть шарниры. Для упрощения поворота в системе предусмотрен гидравлический усилитель с шестеренным насосом пластинчатого типа и клапаном. Привод насосного агрегата функционирует от коленчатого вала мотора.

Тормозная система

В КамАЗе 5511 имеется несколько видов механизма торможения:

  1. Основная система двухконтурного типа (действует по отдельности на переднюю и заднюю ось) — активируется пневматически педалью тормоза в кабине;
  2. Резервная – включается при отказе главной системы, с помощью рычага. Действует только на заднюю ось;
  3. Стояночный тормоз – часть резервной системы;
  4. Вспомогательный тормоз – необходим для разгрузки и охлаждения рабочего механизма, перекрывает поступление топлива и позволяет технике плавно тормозить.

Каждая тормозная система КамАЗ 5511 работает в автономной режиме. Также модель оснащается приводом аварийного снятия с тормозов. Естественно, антиблокировочной системы у машины нет.

Подъемно-опрокидывающее устройство

  • Тип кузова – ковшовый, с задней разгрузкой;
  • Максимальный угол подъема кузова – 60 град;
  • Тип подъемного механизма – гидравлический, с приводом от коробки отбора мощности расположенного в передней части кузова;
  • Гидроцилиндр – телескопический, трехступенчатый;
  • Максимальное рабочее давление – 140 кгс/см2;
  • Объем гидросистемы – 33 л;
  • Применяемое масло – летом индустриальное 20, зимой индустриальное 12;
  • Управление – дистанционное из кабины водителя.

Конструкция платформы самосвала КАМАЗ-5511

Эта платформа является цельнометаллической и сварной, обладает козырьком для защиты, бортом сзади, который открывается, а также запорами этого борта. Её подогрев происходит за счёт отработанных газов, что позволяет предотвращать замерзание грузов зимой.

Оснащение включает платформу, систему поднимания и опускания, а также надрамник. Последний является устройством сварного типа, включающим 2 лонжерона, усилитель, а также поперечины. Подъёмно-опускающие механизмы платформы охватывают:

  • Коробку, осуществляющую отбор мощности, имеющую насос. Они отбирает мощность от КПП.
  • Насос повышенного давления, относящийся к шестерёнчатым и обеспечивающий поступление масла со скоростью 85 литров в минуту и частоту вращения 1920 оборотов за минуту.
  • Гидроцилиндр (относится к телескопическому типу и имеет одностороннее воздействие).
  • Блок, посредством которого управляют напором жидкости в механизме опрокидывания, включающем электрический пневмоклапан и управляющий кран.
  • Клапан, ограничивающий уровень поднимания платформы, останавливая поднятие в момент достижения ею наибольшего угла.
  • Масляный бак, сделанный с помощью штамповки из 2-х половин, имеющий фильтры, местами расположения которых являются горловина для заливания с магистралью для слива.
  • Стабилизатор, удерживающий платформу во время её разгрузки, позволяя избежать передвижений в поперечном направлении.

Устройство и принцип работы блока

Гидрораспределительный блок состоит из двух секций, каждая из которых управляет одним гидроцилиндром. В сущности, блок — это два объединенных в одну конструкцию крана управления, поэтому его устройство можно рассмотреть на примере только одной секции.

Одна секция включает в себя два клапана, расположенных под прямым углом друг к другу, и несколько масляных каналов. При нейтральном положении блока (то есть, платформа либо опущена, либо остановлена в поднятом положении) один клапан закрыт, а другой открыт, и масло, поступающее во входной штуцер, тут же выходит через открытый клапан, выпускной штуцер и сливную магистраль в масляный бак.

При необходимости поднять платформу закрытый клапан открывается, а открытый, напротив, закрывается, в результате путь масла изменяется — теперь оно течет не в масляный бак, а в гидравлический цилиндр. Поступающее под высоким давлением масло раздвигает звенья гидравлического цилиндра, благодаря чему происходит подъем платформы.

Если во время подъема платформу нужно остановить, то клапаны возвращаются в первоначальное положение. При достижении максимального угла подъема платформы срабатывает ограничительный клапан, который направляет масло напрямую в бак, а платформа остается неподвижной (так как закрытый клапан не дает маслу возможность покидать цилиндр).

Для опускания платформы открывается закрытый до этого клапан (то есть, в открытом положении оказываются оба клапана), полость гидроцилиндра соединяется со сливной магистралью, и масло из него под весом платформы сливается в бак. При полном опускании платформы гидросистема отключается. Опускание платформы может происходить с уже выключенным насосом, так как на этом этапе масло просто выливается из гидроцилиндра в бак, и здесь нет необходимости в поддержании высокого давления.

По такой схеме работают обе секции гидрораспределительного блока. Однако в блоке не четыре, а всего три управляющих клапана, так как один из них является общим — через него осуществляется подача и слив масла в каждый из контуров (то есть, в контур самосвала и контур прицепа).

Также в кране управления и блоке гидрораспределительном имеется еще один клапан — предохранительный. Он открывается только в случае критического роста давления в системе, и сливает масло в бак, что обеспечивает защиту от поломок.

Управление клапанами — электропневматическое. Над каждым клапаном расположена пневматическая камера, разделенная на две половины диафрагмой. Каждая диафрагма с помощью толкателя соединена со своим клапаном. Подъем и опускание (открытие и закрытие) клапана осуществляется подачей воздуха в нижнюю (открытие) или верхнюю (закрытие) часть пневмокамеры. Необходимый для этого воздух отбирается из ресивера пневматической тормозной системы автомобиля.

Управление подачей воздуха к пневматическим камерам осуществляется с помощью отдельных электрических клапанов. Органы управления этими клапанами выведены в кабину автомобиля, поэтому водитель может производить подъем и опускание самосвальной платформы (в том числе и платформы на прицепе) не покидая своего рабочего места.

Для соединения гидрораспределительного блока с прицепом в гидравлической системе автомобиля предусмотрен специальный узел — запорное устройство. Оно состоит из двух трубчатых корпусов, оснащенных клапанами в виде шариков, удерживаемых в закрытом положении с помощью пружин. Один корпус монтируется на шланге автомобиля (самосвала или тягача), другой — на шланге прицепа. В таком виде клапаны запорных устройств закрыты, и масло не имеет возможность покидать систему. Для соединения системы автомобиля с системой прицепа обе половины запорного устройства с помощью гайки соединяются, шарики давят друг на друга, вследствие чего происходит открытие клапанов, и масло из гидроаспределителя получает возможность поступать в гидроцилиндр прицепа.

Внешний вид

Автомобиль обладает двухместной кабиной без спального отсека. Чаще всего встречается в красном, оранжевом или в белом исполнении, однако не исключены и другие цвета. Позади установлен металлический кузов с гидравлическим подъемником. Модель имеет три оси с колесной формулой 6х4.

C:UsersEstradoDesktop1177721_original.jpg

Модификации

В январе 1989 КамАЗ 5511 прибавил к своему индексу одну единицу, благодаря чему завод выпустил новую, на первый взгляд ничем не отличающуюся, модель КамАЗа 55111. Изменения:

  • Длина платформы стала короче;
  • Задний борт кузова стал откидным;
  • Были усилены рессоры;
  • Увеличена грузоподъемность;
  • Гидроусилитель руля взят у модели КамАЗа-4310;
  • Двигатель с турбонаддувом, из-за чего количество лошадиных сил увеличилось на 30 единиц;
  • Кабина стала выше;

C:UsersEstradoDesktopkamaz-55111.jpg

В 1988 году разрабатывался агрегат для сельскохозяйственных нужд, КамАЗ-55102. Основные изменения:

  • Платформа совершает выгрузку как вбок, так и назад;
  • Борта кузова откидываются со всех сторон, кроме передней части;
  • Коробка переключения передач стала 10-ти ступенчатой, с делителем;
  • Общая масса автомобиля снизилась почти на 200 кг;
  • Грузоподъемность снизилась до 7000 кг
  • Объем кузова вырос до 8 м3
  • Появилась возможность нарастить борта;
  • Платформа откидывается вбок на 50 градусов;

C:UsersEstradoDesktop�1-technicheskie-harakteristicki-kamaz-55102.jpg

Особенности конструкции

Кузов КамАЗ-5511 представляет собой большую сварную цельностальную конструкцию ковшевого типа. Также в списке оснащения кузова присутствует специальный козырек, обеспечивающий дополнительную защиту. Задняя часть кузова грузовика имеет более широкую конструкцию, чтобы было легче разгружать строительные материалы. Кроме того, в днище кузова под грузовой платформой предусмотрен резервуар, в котором накапливаются выхлопные газы, служащие источником обогрева платформы. Такое решение позволяет предотвратить замерзание груза в холодную пору.

Бортовую платформу можно поднять достаточно высоко, и в поднятом положении кузов фиксируется стопорными пальцами. С целью безопасности разработчики предусмотрели страховочный трос, позволяющий избежать запрокидывания кузова.

Из других особенностей конструкции можно выделить высокопрочную раму, которая собрана из проверенных узлов и обладает простотой обслуживания. Основные элементы рамы – сварной подрамник, стальные штампованные лонжероны, поперечные балки, стяжки и кронштейны.

Поднятие бортового платформы у КамАЗ-5511 осуществляется с помощью гидравлического привода. В его конструкцию входит масляный привод, коробка отбора мощности, управляющий кран, ограничительные клапаны, масляный бак, электрические пневмоклапаны и масляный насос. Кроме того, в конструкции подъемного механизма важную роль играет гидроцилиндр трехступенчатого типа. Что касается клапанного ограничителя, он служит для ограничения высоты поднятия платформы на угол не более 60 градусов. Стоит отметить, что для поднятия кузова требуется 19 секунд, а для опускания – 18 секунд.

Что касается трансмиссии, КамАЗ-5511 оборудован механической пятиступенчатой КПП с двухдисковым сцеплением сухого типа. Во всех модификациях грузовик оснащается задним приводом.

Самосвал оборудован барабанными передними тормозами с пневматическим усилением. Такая конструкция схожа и с задними тормозами.

КПП с делителем

5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.

Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:

  • меньшая частота переключения в ходе передвижения;
  • увеличение тяги двигателя;
  • повышение комфорта управления.

Устройство привода управления делителя выглядит так:

  • рычаг или опора;
  • уплотнительное кольцо;
  • ось;
  • вибрационный изолятор.

 

Схема переключения передач на Камазе

Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.

В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:

  1. Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
  2. Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
  3. Переход на режим B;
  4. Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
  5. Возврат на облегчённый режим B.

Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.

Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.

Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе

Большинство авто Камского завода оснащаются механическими коробками переключения передач, имеющими 5 ступеней (с делителем или без него). Переключение скоростей осуществляется путем перемещения кулисы КПП с нажатой педалью сцепления. Но передачи на грузовых автомобилях должны включаться не напрямую, а поэтапно. Теоретически, это снижает нагрузку на мотор при езде с полной загрузкой, а при работе с пустым кузовом – экономит топливо.

Привычными режимами работы коробки переключения передач КамАЗа являются повышенный «В», или пониженный «Н». В машинах, оснащенных КПП с мультипликатором, переключение с режима «В» на режим «Н» осуществляется за счет опускания специального одиночного рычага делителя.

Важно знать, как включать повышенную передачу при езде на КамАЗе с полной загрузкой: первые 4 передачи опытные водители рекомендуют включать в утяжеленном вторичном режиме «Н», а затем перевести 4-ю скорость на режим «В», переключиться на 5-ю пониженную, и далее перейти на «В». Порядок переключения может меняться, в зависимости от конкретной модели КПП.

Как работает делитель на КамАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач представляет собой дополнительно установленную повышающую передачу, которая из 5ти-ступенчатой КПП делает 10ти-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает диапазоны между основными передачами, уплотняя ряд передаточных чисел коробки и расширяя их на 20-25 процентов.

Такая модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • экономичность расхода топлива;
  • скорость разгона;
  • тяговое усилие;
  • управляемость.

Механизм располагается перед коробкой передач, или чуть правее от нее, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет производить ремонт и регулировку делителя при возникновении неисправности самостоятельно.

Мосты

Трёхосный агрегат имеет 2 ведущих моста, у каждого из которых есть двухступенчатые зубчатые передачи. Неразрезанный передний мост укомплектован поворотными вилочными кулаками с поворотом до 45 градусов. Рулевая трапеция также находится на переднем мосту, только в задней его части.

Подведя итоги

В заключение будет сказано, что данный вид тяжеловесной техники – это отличный помощник в различных отраслях строительства, а также при проведении всевозможных грузоперевозок и т. д. Надежность, долговечность, эргономичность, нацеленность на высокие производственные показатели – вот основные критерии, благодаря которым водители выбирают именно КамАЗ самосвал.

Даже не смотря на то, что удобство в данной технике далеко не на первом месте (отсутствие спального места и прочих элементов комфорта водителя) она пользуется огромной популярностью. Даже после того, как техника была снята с производства, спрос на нее остается несоизмеримо высоким.

Эти маневренные автомобили, обладающие высокой грузоподъемностью, работаю в любых условиях и выдерживают гораздо большие нагрузки чем рассчитано.

Related Post