4d516d5d62cd8b58

Устройство и детали сцепления и КПП Камаз-65115

Статьи

Зачем обслуживать сцепление КамАЗа?

Обслуживание проводится регулярно. Увеличение педального хода ведет к неполному отсоединению маховика и коробки. От этого устройства соприкасаются, а нагрузка на зубы шестерни увеличивается. Если ход акселератора недостаточный, то ведущий диск не стыкуется, вращение переносится не полностью, и машина останавливается.

Регулировка сцепления на КамАЗе позволяет убрать неисправности, которые диагностируют по следующим признакам:

  • в начале отправления — рывки;
  • западает фрикционная педаль;
  • у акселератора тугой ход;
  • если проверить уровень жидкости привода, то выявляется утечка;
  • слышатся посторонние звуки.

Необходимость регулировки сцепления на КамАЗе проверяется измерением расстояния от низа педали до поверхности пола водительского места — показатель должен быть равен 16 см.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления — важный этап работ, чтобы не допустить неполадки в автомобиле. Регулировать ход муфты необходимо сразу, как только заметили запах гари, либо что диски проскальзывают.

Если диски разведены не полностью, тогда выполнить регулировку будет немного сложнее. Вот несколько дополнительных шагов:

  • Выставление хода педали;
  • Устранение воздуха из приводных магистралей;
  • Проверка уровня жидкости в системе пневматического гидроусилителя.

Если в настройке используется узел Евро, то настроить нужно лишь ход педалей. Другие части сцепления в смазывании, в процессе эксплуатирования авто, не нуждаются. Кроме уровня рабочей жидкости в приводном бачке, ее нужно контролировать.

В чем же суть регулировки? Это верная регулировка зазора меж плоскостью выжимного диска и рычагами. Также регулировка подразумевает регулирование хода педали и муфты. 6-12 миллиметров — оптимальный свободный ход для приводной педали.

На КамАЗе 65115 работы по регулировке своими силами выглядят так:

  • Первое, что нужно сделать — найти корончатую гайку пальца и расконтрить шплинт;
  • Вращайте палец до тех пор, пока свободный ход не станет приемлемым;
  • Подтяните гайку обратно и шплинтом законтрите ее;
  • Протестируйте полный ход педали. Если все выполнено верно, то он будет оставаться в пределах 185-195 миллиметров.

Важное уточнение — если узел однодисковый MFZ, то ход педали будет немного короче, 140-150 миллиметров.

Итак, мы рассмотрели несколько основных вопросов и проблем, связанных с эксплуатацией самосвала Камаз 65115. Более полную информацию вы можете найти в мануале, либо на различных специализированных форумах.

Не снимая коробки

Наладку работы фрикциона проводят, снимая КПП. Но если требуется регулировка в дорожных условиях, то выполняют работу без снятия конструкции.

Понадобится самодельное приспособление в виде куска проволоки, у которой одна сторона длиной 2 см согнута под углом 90˚. Толщина стержня — не меньше 3-4 мм, этот размер удобен для контроля просвета межу элементом отсоединения диска и контуром лапок.

Настройку делают гайкой пневмоусилителя. Лапки к кольцу подводятся через отверстие вверху картера. Элементы выставляются максимально одинаково к площади.

Порядок действий следующий:

  1. Откручивают контргаечные болты.
  2. Снимают стопоры, пластины.
  3. Гайки все одинаково отпускают на 5 оборотов, используют трещотки для удобства.
  4. Если выступает пятак за поверхность кольца, то его утапливают, предварительно проверяя присутствие снизу феродо.
  5. Одновременно можно заменить пружины.
  6. Лапки ставят так, чтобы они одинаково касались кольца. Затем анализируют биение площади диска.
  7. Передний подшипник смазывают. Выбирают регулировочный зазор 29-30 мм.

Настройку механизма без снятия КПП делают в случае двухдискового сцепления, однодисковые так не налаживают.

Регулировка свободного хода педали сцепления КАМАЗ

Педаль обязана иметь люфт от 6 до 12 мм. Измерения ведут от центральной части пластины. Педаль необходимо опустить до того момента, пока не заработает основной цилиндр. При отклонении от нормы регулируют расстояние между толкателем ПГУ и упором сверху.

Для дела потребуется эксцентриковый палец, соединяющий педаль с верхней проушиной толкателя. Педаль для вытяжения обязана прижимать педаль сцепления к упору сверху. Палец поворачивают так, чтобы промежуток между поршнем и толкателем ПГУ находился в пределах от 6 до 12 миллиметров. По окончании надёжно закручивают корончатую гайку. Полный ход педали должен быть примерно 19 сантиметров.

Регулировка муфты сцепления КАМАЗ

Производитель рекомендует выдерживать значение свободного хода в диапазоне от 3,2 до 4 миллиметров. Для измерения потребуется перемещать рычаг вала вилки руками. Он обязан двигаться по направлению от сферической гайки толкателя. Она находится на пневматическом или гидравлическом усилителе привода сцепления. Регулировка зазора сцепления КАМАЗ потребует снятия пружины: рычаг должен перемещаться не больше чем пять миллиметров. Если свободный ход меньше трёх миллиметров, то его регулируют при помощи сферической гайки. Холостой ход муфты обязан составлять от 3,2 до 4 миллиметров.

Когда требуется замена сцепления?

Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.

Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:

  • резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
  • затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
  • вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
  • запах горящих накладок при движении.

При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.

Когда надо обращаться в специализированный центр

Легко можно узнать как отрегулировать сцепление на КамАЗе, но выполнить самостоятельно сможет не каждый. Если владелец транспортного средства не чувствует готовности самостоятельно устранять неполадки, не знает о внутреннем устройстве системы сцепления, лучше обратиться к специалистам.

Другие причины привезти транспортное средство на станцию технического обслуживания:

  1. Сокращение издержек. Несмотря на необходимость оплачивать ремонтные работы, это все равно выйдет дешевле самостоятельного ремонта. Всегда следует учитывать фактор риска. Некорректный ремонт приведет к необходимости заплатить гораздо больше для устранения неисправности.

  2. Экономия времени. Регулировка системы сцепления будет проведена на станции технического обслуживания гораздо быстрее. Дополнительный эффект — возможность заказать сопутствующие ремонтные работы. Они могут потребоваться в том случае, если будет проведена диагностика, которая вскроет те или иные проблемы с транспортным средством.

  3. Гарантия. Качество самостоятельного устранения неполадок зависит исключительно от самого владельца транспортного средства. Не всегда можно самому себе гарантировать качественный ремонт. Автомобильный сервисный центр гарантирует качественную регулировку системы сцепления всем желающим.

Впрочем, даже отправляясь на станцию технического обслуживания рекомендуется заранее подобрать все необходимые запчасти.

Электрическая схема автомобиля КамАЗ 65115

Понятно, что более предпочтительным в плане удобства и информативности вариантом является цветная электрическая схема КамАЗ, в которой цвет кабелей, применяемых в штатной электропроводке, отражён соответствующим цветом линий. Кроме того, на таком изображении представлены в схематичной форме все устройства, датчики и компоненты, работающие от бортовой сети автомобиля.

Все , включая рассматриваемую модель 65115, оснащены целым рядом электрических подсистем. В частности, в машине используются электросистемы, обеспечивающие следующие функции и возможности.

  1. Пуск двигательной установки.
  2. Функционирование отопительной системы, очистителя лобового стекла и системы энергоснабжения.
  3. Осветительные приборы внутри салона автомобиля.
  4. Освещение, включающее в себя фонари дальнего и ближнего света, противотуманные фары, габаритные огни, стоп-сигналы, поворотные огни и аварийную световую сигнализацию.
  5. Приборная панель, являющаяся одним из основных узлов бортовой электросети благодаря сосредоточению большинства датчиков, приборов и устройств, включая спидометр, тахометр, указатель топлива и многие другие. Именно щиток приборов оснащён различными индикаторами, загорающимися при включении освещения, активации ручного тормоза и в других ситуациях, и позволяющими водителю косвенно оценивать состояние тех или иных систем и агрегатов.
  6. Функционирование противоугонной системы и системы мультимедиа.
  7. Работа блока предохранителей, отвечающего за предотвращение неполадок в работе электросетей в случае перепадов напряжения. Монтажный блок включает в себя целый ряд предохранителей, обеспечивающих функциональность всех важнейших электросистем.
  8. Блок управления, отвечающий за полноценное функционирование различного электрооборудования.

Для обеспечения нормального режима функционирования электросистемы КамАЗ 65115 электропроводка автомобиля должна иметь состояние не хуже удовлетворительного. Кроме того, очень важную роль играет исправность целого ряда компонентов электросистемы, включая аккумуляторные батареи. В автомобиле КамАЗ используется два подключенных последовательно аккумулятора, положительных выход которых подключен к разъёму стартера, а выход со знаком «минус» — к кузову грузовика через выключатель. Батареи, располагающиеся в имеющемся на раме автомобиля за кабиной в ящике, обеспечивают работоспособность зажигания в процессе пуска двигателя, а также возможность функционирования различного электрического оборудования при остановленном моторе.

Схема электрооборудования КамАЗ не способна нормально функционировать без такого важнейшего звена, как генератор. Он обеспечивает питание электрических компонентов и устройств при запущенном двигателе. Кроме того, именно генераторный узел осуществляет зарядку аккумуляторных батарей.

Особенности электрооборудования

Начнем с описания — какие элементы и подсистемы включает в себя съема электропроводки КАМАЗ-5320:

  1. Световая сигнализация и поворотные огни.
  2. Система отопления, энергоснабжения, а также очистки лобового стекла.
  3. Наружное освещение, включающее в себя ближний и дальний свет, противотуманные фары, если таковые имеются.
  4. Внутреннее освещение салона авто.
  5. Система запуска мотора.
  6. Также схема проводки включает в себя систему контрольно-измерительных устройств, расположенных на приборной панели автомобиля. На приборке находится не только , но и множество индикаторов, а также датчики, предназначенные для обеспечения более удобного управления машиной.
  7. Звуковая сигнализация.
  8. Аудиосистема, если она имеется.

Нормальная работа электросхемы КАМАЗ 43118 возможна исключительно при правильном функционировании двух основных узлов:

  1. Аккумулятора. Этот прибор обеспечивает систему зажигания напряжением во время запуска двигателя, а также позволяет питать основное электрооборудование при выключенном ДВС.
  2. Генератора. Этот узел обеспечивает питание всех устройств и оборудования во время езды на авто. Также с помощью генератора обеспечивается восполнение заряда аккумулятора, который тот потратил на запуск мотора.

Как определить неисправность?

Есть несколько вариантов диагностики исправности электроцепи авто, которые можно осуществить в домашних условиях. К примеру, можно проверить наличие напряжение на определенном участке, для этого можно использовать мультиметр или контрольную лампочку.

Итак, если цепь неисправна, порядок действий следующий:

  1. Для начала необходимо подключить один из щупов тестера или контрольной лампы к клемме «-» АКБ, также его можно соединить с кузовом грузовика.
  2. Второй щуп необходимо подключить к соединению диагностируемого участка, при этом желательно, чтобы он был установлен как можно ближе либо к АКБ, либо к предохранителю.
  3. Если в результате подключения контрольная лампочка начала гореть или на дисплее мультиметра появилось напряжение, это значит, что данный участок цепи работает нормально. То есть все элементы подключены, как нужно, и ремонт проводки не требуется. Но при этом нужно учитывать, что в некоторых цепях напряжение может присутствовать в том случае, если ключ в замке зажигания повернуть в определенное положение.
  4. Далее, производится диагностика остальных участков цепи, процедура осуществляется аналогичным образом.
  5. Если вы найдете точку, где напряжения нет, то скорей всего, причина проблемы кроется между этой точкой и последним участком, где напряжение имеется.
  6. Нужно отметить, что в большинстве случаев проблемы с проводкой обусловлены именно плохим контактом.

Тестер для диагностики проводки

Также в домашних условиях можно попытаться найти короткое замыкание в системе:

  1. Для начала из гнезда необходимо извлечь предохранительный элемент, отвечающий за диагностируемую цепь.
  2. Затем тестер нужно перевести в режим вольтметра.
  3. Один щуп устройства нужно подключить к клеммам подключения предохранителя. При этом все устройства и девайсы данной цепи должны быть отключены и обесточены.
  4. Затем попробуйте пошевелит кабель. Если в этот момент на дисплее будут появляться значения, то это свидетельствует о коротком замыкании. Как правило, такая проблема появляется в результате перетирания изоляции на проводе

Блок предохранителей

Фото — схема

Фото схема блока

Общее обозначение

ряд F2

1 Резерв
2 Ближний свет правый, корректор
3 Ближний свет левый
4 Задний противотуманный фонарь
5 Дальний свет правый, контрольная лампа дальнего света
6 Дальний свет левый
7 Резерв
8 Габарит правый, подсветка приборов
9 Габарит левый
10 Противотуманные фары
11 Центральный переключатель света, прожектор
12 Маяки
13 Спальное место, подкапотная лампа, фонари автопоезда

ряд F3

1 Блокировка колес, радиоприёмник
2 Сигнализатор утечки газа (на газовых автомобилях)
3 Коробка отбора мощности, дневные ходовые огни, лебедка
4 Электромагнитная муфта охлаждения двигателя, фонари заднего хода
5 Обмотка реле выключателя массы
6 Зуммер (звуковой сигнал), обмотка реле сигналов торможения
7 Обмотка возбуждения генератора, подкачка шин
8 Плафоны, подсветка вещевого ящика, питание комбинации приборов
9 Розетка светильника подвесного, электродвигатели отопителя
10 Звуковые сигналы, «+» розетки прицепа, сигналы торможения
11 Вентилятор обдува водителя
12 Резерв
13 Обогрев зеркал, подогрев сидений

ряд F4

1 Резерв
2 Электронный спидометр, электронный тахометр
3 АБС тягача
4 АБС прицепа
5 Приборы, электронный спидометр, электронный тахометр
6 АБС тягача, реле (клапан) моторного тормоза
7 АБС прицепа
8 Датчик уровня газа (на газовых автомобилях)
9 Питание стеклоочистителя
10 Питание блока системы управления двигателем
11 Электро факельное устройство
12 Резерв
13 Резерв

ряд F6 (для двигателей КАМАЗ)

1 Блок управления двигателем
2 Блок управления двигателем
3 Разъем диагностики
Реле торможения
4 Контрольные лампы
5 Контрольные лампы
6 Блок управления пневмо подвеской
7 Насос мочевины
8 Насос мочевины
Датчик NOх
9 Резерв
10 Резерв
11 Блок управления АКПП
12 Сигнал торможения ретардером
13 Блок управления АКПП

ряд F6 (для двигателей CUMMINS)

1 Блок управления двигателем
2 Блок управления двигателем
3 Разъем диагностики
4 Резерв
5 Блок управления пневмо подвеской
6 Блок управления пневмо подвеской
7 Насос дозирующий
8 Реле линий подогрева мочевины
Насос дозирующий
9 Резерв
10 Датчик NOх
11 Блок управления АКПП
12 АКПП, сигнал торможения ретардером
13 Блок управления АКПП

Световые индикаторы и звуковая сигнализация

Мигающая индикация указателей обеспечивается аварийным реле-прерывателем. Функции реле дублируются контрольной лампой на выключателе блока аварийной сигнализации.

Указатели поворотов транспорта включают и отключают комбинированным переключателем. Устройство работает при разблокированном положении выключателя приборов. Работу всего механизма оценивают по показаниям соответствующих датчиков.

Световая индикация тормозной системы активизируется при замедлении и полном прекращении движения транспорта. Срабатывание сигнала торможения происходит за счет замыкания пневмоэлектрического датчика.

Посредством промежуточного пускового реле включаются задние стопорные фонари. Сигнал о включении световой оповестительной сигнализации проходит через амперметр. Работа амперметра не зависит от положения кнопки стартера и выключателя приборов.

Звуковая сигнализация предназначена для оповещения о нормальной работе агрегатов. Передача информации производится посредством пневматических и электрозвуковых сигналов.

Пневматический сигнал включают нажатием кнопки с правой стороны от переключателя наружного освещения. Звуковой сигнал включается и отключается соответствующей кнопкой на поперечной раме под кабиной управления.

Более серьёзные неполадки электросистемы

Электросхема КамАЗ 65115 Евро 3 может предусматривать и другие, более серьёзные неполадки, выявить и устранить которые может оказаться значительно сложнее.

Неполадки Что делать
В случае неработоспособности того или иного устройства, в первую очередь следует выполнить проверку соответствующего предохранителя. Элемент может выйти из строя по причине обычного износа или вследствие скачков напряжении в электросистеме автомобиля. Если замена предохранителя выполнялась недавно, следует убедиться в отсутствии перепадов.
Отдельный элемент электрооборудования также может выйти из строя. Например, если диагностика неработающих отопителя или фар не выявляет повреждений или коротких замыканий в соответствующих электроцепях, причины могут крыться в поломке самой печки или перегорании одной из лампочек. Такие проблемы случаются достаточно редко, но и к ним следует быть готовым.
Отсутствие работоспособности сразу всего электрооборудования. Это может свидетельствовать о полной разрядке аккумулятора или недостаточном уровне залитого в него электролита. В подобной ситуации следует проверить уровень заряда и количество жидкости в банках.

Еще одной реальной неполадкой электросистемы является полная или частичная неработоспособность генератора. Учитывая, что этот компонент обеспечивает функционирование всех электроагрегатов, когда грузовик или самосвал движется, его неисправность можно заметить незамедлительно. Недостаток напряжения в электросети может быть связан с слабым натяжением ремня — в таком случае для решения проблемы бывает достаточно простой его подтяжки. В случае же более серьёзных неприятностей, таких как износ или поломка тех или иных компонентов устройства, требуется демонтаж и полноценный ремонт генераторного узла.

Определённые проблемы, такие как утечка тока или отсутствие контакта, чаще всего связаны с нарушениями изоляции электропроводки, включая её обрывы, окисление или перегорание контактов и т. д. Выполняя замену проводки, рекомендуется предварительно сделать дополнительную изоляцию нового кабеля.

Жгуты проводов Камаз

Электропроводка Камаз

Проводка КамАЗ обеспечивает работу целой системы электрооборудования автомобиля. Схему проводки необходимо иметь под рукой — она может понадобиться в процессе ремонта, а также в ходе эксплуатации и обслуживания грузовика.

Электрооборудование КамАЗа – это совокупность устройств, которые соединяются между собой проводами по определённой схеме, которая называется однопроводной. Роль минусового контакта в данном случае выполняет корпус КамАЗа. К нему прикреплены минусовые клеммы и выводы аккумуляторной батареи и всех устройств. Плюсовая клемма аккумулятора подключается к энергопотребителям посредством медных проводов.

Важным моментом является то, что вся провода КамАЗа оснащается изоляцией, которая является устойчивой к действию влажной среды и перепадам температур. Это препятствует возникновению коротких замыканий в бортовой сети КамАЗа.

К электрооборудованию относят множество систем – внешнее освещение, световую сигнализацию, автономный обогреватель, система очистки ветрового стекла, питание электрооборудования, салонное освещения.

Внешнее освещение представлено: фарами ближнего, дальнего света и противотуманными фарами, подсветкой номерного знака, фарой, освещающей пространство над кузовом, а также лампой освещения подкапотного пространства.

К световой сигнализации относят: задние и передние фонари, плафоны автопоезда, переключатели указателей поворота, выключатели сигналов торможения и аварийной сигнализации.

Защитные системы электрооборудования

Для безаварийной работы электрооборудования конструкторами внедрены:

  1. дистанционный выключатель типа ВК 860 для аккумуляторных батарей. Предназначен для отключения батарей от электрической системы автомобиля при длительных стоянках и для их защиты от коротких замыканий;
  2. защитная блокировка выключения АКБ при работающем двигателе и генераторе с целью предотвращения перенапряжений в электросистеме. Случайное срабатывание выключателя блокируется до полного отключения генератора;
  3. регулятор напряжения, отвечающий за стабильное поддержание в электросети номинального напряжения. Алгоритм его работы ориентирован на постоянную зарядку АКБ.

Справочно: конструкторы посчитали, что цена недорогого защитного устройства способна надежно уберечь дорогостоящее оборудование.

Дистанционный выключатель

Выключатель аккумуляторный батарей с дистанционным типом управления имеет 3 основные части:

  1. контактное устройство;
  2. электромагнит;
  3. систему передачи воздействия штока электромагнита на контактное устройство.

Для включения в электросеть автомобиля всех потребителей, получающих энергию от аккумулятора, водитель активирует кнопку «К» (на схеме вверху).

В результате этого:

  1. ток подается на обмотку электромагнита (№1 на схеме «А»);
  2. якорь (№2) со штоком (№3) передают усилие на шток (№4) контактного устройства;
  3. этот шток приводит в действие фиксатор (№5), преодолевающий усилие пружин (№8);
  4. одновременно с этим фиксатор воздействует на рычаг (№6), который замыкает контакты выключателя (№№9,10). Проводка КАМАЗ 5511 становится активной.

Для отключения потребителей от аккумулятора, водитель должен повторно нажать «К» (на схеме «Б»).

При этом:

  1. на обмотку электромагнита (№1) подается ток;
  2. приводятся в движение шток (№4) и рычаг (№6);
  3. в результате их воздействия разблокируется фиксатор (№5);
  4. контакты размыкаются.

Справочно: отключение батарей происходит только при постановке в нейтральное положение выключателя приборов и стартера. Активируется функция из кабины с помощью кнопочного выключателя путем нажатия штока, снабженного резиновым колпаком.